|
|
|
место действия: Пахомово, Тульская Область, Аэродром 2 МГАК, 1990 г.
Эпизод 1. "ИДЕАЛЬНАЯ ПОСАДКА"
Я долго ждал этого момента. С того самого момента как совершил свой первый
самостоятельный полет на планере. Позади остались занудные полеты по кругу,
и начались болле интересные самостоятельные полеты в "зону" на отработку
техники парящих полетов...
И вот, возвращаясь из "зоны", готовлюсь войти в круг в районе 3-го разворота.
РП дает добро на вход, и вдруг в эфире я слышу доклад Дениса Вязанкина (он с Петровичем
шлифовал полеты по кругу) о том, что он готов к посадке и находится на 3-м
развороте. Я понял, вот он.... мой звездный час. Сейчас я покажу Дееву, как он
меня научил красиво сажать планер (а заодно и всем остальным)...
Но как это сделать? Справа впереди (я входил в круг по касательной слева) болтается
Вязанкин, и он с Петровичем просто физически не успеют насладиться моим триумфом, т.к.
посадка получалась с интервалом меньше полминуты. А мне нужны были зрители.
Фото 1.1.
Аэродром Пахомово (фото Admin)
И я решил чуть чуть увеличить коробочку.... Погода стояла великолепная. Солнце, небо
почти полный штиль... Видимо от радости в зобу дыханье сперло...
И я перестарался. Желая удлинить глиссаду, я не учел расход высоты... и вошел в глиссаду
ниже чем следовало... Я явно видел, что недолечу...
Ожил РП: "Кто выполняет 4-й..." Пришлось обозначить себя. В эфире повисла зловещая
тишина... Я понял что добился эффекта... обратного.
Что-же делать... садиться в ближайшем огороде в мои планы не входило... Скоростная посадка...
Этому учил Деев на занятиях по отработке ошибок на посадке. Если видишь, что не долетаешь,
обеспечь себя скоростью и тяни.... Легко сказать... Высота таяла быстрее чем конфетка
во рту у ребенка... Надо было срочно принимать решение.
Закрылки и шасси убрать, ручка от себя. Скорость не менее 120.... Земля приближалась...
Корова куда-то пошла... А там дядя дрова колет.... Под крылом проплыла парочка деревенских
домиков... Да, до посадочных знаков далековато, а высоты с гулькин хрен.... Это не на самолете,
где ручку газа дал вперед и тяни сколько влезет....
Лирика кончилась... Высота метра 2, скорость больше ста.... вот она кромка аэродрома. Лечу на
воздушной подушке как на санях... Чтоб не проваливаться, чуть-чуть подвыпускаю закрылки....
Фото 1.2.
Бланик (фото Александра Кириллина)
...Планер остановился возле первого знака (над которым обычно происходит выравнивание). Когда
я вылез из планера, я увидел Петровича, он с Вязанкиным ожидал буксировщика. Мне стало стыдно...
Он так на меня посмотрел, что мне стало все понятно... После ужина в летной столовой, Петрович
мне сказал, что такого от меня ни как не ожидал.... и я его действительно поразил...
P.S. Как потом рассказывали ребята, очень эффектно смотрелся планер, на большой скорости и малой
высоте заходящий на посадку...
Эпизод 2. "ПЕРЕБЕЖЧИК"
Предполетная подготовка... Сидим в классе, ждем командира отряда для инструктажа. Главным над всей
летной братией назначен Петрович.
... Смирно !
После короткого доклада, слушаем командира...
".... Особое внимание обратить на меры безопасности при организации полетов... ...В N-ском
аэроклубе, спортсмен решив перебежать перед производящим посадку самолетом, спровоцировал предпосылку
к летному прошествию.... Обошлось без жертв и разрушений... Обратить внимание и всё такое..."
"... Это каким-же надо быть (*)удаком, чтобы перебегать перед самолетом на пробеге..." - изумлялись мы.
"Во кАзел !" - вторили другие... "Точно !" - поддакивали третьи.
Как нам после инструктажа объяснил один из инструкторов, человек решив перебежать перед самолетом
идущим на посадку решает единственную задачу: успею - неуспею.... И пока он ее мучительно решает... самолет
снижается.... вот уже выравнивание... выдерживание... касание... "Успею !" решает чел и начинает бежать...
Иногда не успевает... скорости однако не те... Но мы отвлеклись...
В этот день было много полетов... Особенно много летало спортсменов на скоростных "Янтарях" и "Летувах"
(в это время на базе 2МГАК проводились соревнования по планерному спорту).
И вот подошел к концу очередной летный день. Обилие свежего воздуха и близость неба расслабили...
В небе никого, только на 4-м "Янтарь". Готовится к посадке.
Фото 2.1.
планер Янтарь. на посадке (фото Дмитрия Федорова)
Я не помню уже что я делал на летном поле, но то что я в этот момент оказался у посадочных
знаков - факт. Стою, жду когда сядет планер... Время начинает тянуться жевательной резинкой.
Вот он уже себе помогает интерцепторами, значит еще немного и сядет... Выравнивание.. В наступившей
тишине слышно как крылья рассекают воздух. Самолеты уже на стоянке, двигатели выключены. Вот уже
травинки застучали по фюзеляжу... Еще немного и он побежит по земле, неуклюже подпрыгивая на своем
смешном колесике...
Фото 2.2.
планер Янтарь. на посадке (фото Admin)
И я побежал... Мне почему-то показалось что я успею....
Я на самом деле успел (правда еще немного, и получил-бы под зад крылом). Спортсмен, котрый
в тот момент "рулил", потом мне сказал, что он уже знал что я побегу.... просто тупо этого ждал.
А еще он сказал, что боялся, что ему не хватит скорости, чтобы облететь меня сверху... Но все обошлось.
Вечером, на разборе полетов все начали с того, что молча посмотрели на меня. Андрей Вячеславович
Беспалов (наш командир отряда) сказал мне, что видимо и я сам все понял... Мне захотелось
провалиться сквозь землю.... А Петрович, как обычно ничего не сказал, так-как и так все стало ясно.
P.S. А урок этот я запомнил на всю жизнь.... И уже сейчас, когда я еду на машине
и за 50м вижу старушку или тетку стоящую у дороги в позе "бегущего египтянина", я решаю в уме простую
задачу успею или не успею затормозить...
Эпизод 3. "СТРАХ"
Как-то, в середине летной смены произошел случай, который мне запомнился на всю оставшуюся жизнь.
Во время пересменки, когда один курсант сменяет другого в кабине, Коля Хмелевский (по моему это был он),
вылезая из кабины цепляется страховочной веревкой от парашюта ПЛП-60 за арматурину в кабине.
(Эта веревочка при экстренном покидании планера приводит в действие специальный приборчик, который принудительно,
через 3 секунды открывает парашют)
... Короткое жужжание, и ранец с парашютом раскрывается в кабине...
"...Пиздец ...приплыли" - выдал Петрович, который в это время сидел во второй кабине.
В это время стал подруливать буксировщик "Вильга-35А".
Что-же делать... бежать за новым парашютом... долго... далеко... Срывается план полетов...
Тут Деев принимает решение, от которого у меня похолодело внутри... Он меняется парашютом с Вязанкиным,
который должен был лететь после Хмелевского, а сам остается без парашюта... Что равнозначно самоубийству.
Обеспечивающим взлет аэропоезда в этот раз был я, и я сказал Вадиму Петровичу, что не дам команду на
сцепку планера с буксировщиком, пока не принесут новый парашют...
Но... Петрович дал команду прицепить к планеру трос буксировщика...
Фото 3.1.
Слабина выбрана, к взлету готов (фото Максима Каминского)
И мне пришлось подчиниться. Я тот
момент видел в его глазах страх... неподдельный настояший страх... Но он делал это ради нас, сопливых пацанов...
В этот раз, все обошлось, пока шел этот полет, на старт незаметно притащили новый парашют... и никто
ничего не узнал... кроме нас с Петровичем...
Но этот полет я запомнил на всю жизнь...
Эпизод 4. "ДОСМЕЯЛИСЬ..."
В этот июльский день была замечательная погодка... Минимум облаков, слабый ветерок... Солнышко...
Летная смена была в самом разгаре... У меня по летному плану был полет на посадку вне аэродрома.
Со стороны все выглядело просто. Буксировщик отцепляет планер в условленной "зоне", выполняется немного
парения-летания, далее идет визуальный подбор площадки для посадки (какой нибудь луг, кусок поля и т.д.). Производится
расчет на посадку, заход, посадка, осмотр площадки, вызов буксировщика и полет в сторону аэродрома базирования
на сцепке. Потом "коробочка" и посадка...
...Взлетели.
Фото 4.1.
Вильга 35А - взлет аэропоезда (фото Admin)
Настроение прекрасное. Петрович сыпал шутками и травил анекдоты... Весь полет, отцепка и подбор
площадки прошли под хи-хи и ха-ха...
Расчитали заход на посадку... стали снижаться. Т.к. было жарко, от земли шли мощные восходящие потоки. Планер
приходилось буквально впихивать в глиссаду.
Заходили на площадку со стороны леса...
Фото 4.2.
Бланик. (фото Александра Кириллина).
Полет над лесным массивом, едва чиркая задницей верхушки деревьев (в
исполнении Вадима Петровича) был великолепен.... и завораживал своей отточенностью и завершенностью...
Анекдоты и байки травились с утроенной силой...
Закрылки... интерцепторы... выравнивание... выдерживание.... земля уже где-то рядом... Тук-тук-тук-тук...
Застучали травинки по фюзеляжу... скорость 70... 65... 60... 50... что-то не чувствуем колеса... а пора бы....
Наверное трава высокая.....
Вдруг все заскрежетало, застучало... Остановились...
В кабине запахло паленой резиной....
Так и есть... забыли выпустить шасси (колесико)
"...Заебись... досмеялись...." - после короткой паузы резюмировал Деев. Выйдя из планера и осмотрев его пришли к выводу, что вроде
пронесло...
Как будем взлетать ? А так и будем....
Через пол часа прилетел буксировщик....
Фото 4.3.
Стрекоза - Вильга 35А (Александра Кириллина)
Домой летели молча...
Эпизод 5. "ТРАКТОРИСТЫ..."
Скоро !!!
|
|
|
|
|
|
Если вы обладаете какими либо материалами, либо желаете поделиться воспоминаниями о Дееве В.П.
прошу присылать их на:
E-mail: sla-avia@yandex.ru
ICQ: 238-845-953
|
|
|
|