spacer
Кто хоть раз был крылатым - приписан к небу навсегда 1
  1
logo 1
1
header
Статистика
footer
От автора

На этой страничке я попытался собрать воспоминания об этом замечательном человеке.

P.S.Для большей наглядности я решил добавить несколько фотографий (на авторство не претендую), надеюсь в тему. Фотографии взяты с сайта 2МГАК . Если авторы будут против, они будут удалены по первому требованию.

footer
Деев В.П. в моих воспоминаниях

место действия: Пахомово, Тульская Область, Аэродром 2 МГАК, 1990 г.

Эпизод 1. "ИДЕАЛЬНАЯ ПОСАДКА"

Я долго ждал этого момента. С того самого момента как совершил свой первый самостоятельный полет на планере. Позади остались занудные полеты по кругу, и начались болле интересные самостоятельные полеты в "зону" на отработку техники парящих полетов...

И вот, возвращаясь из "зоны", готовлюсь войти в круг в районе 3-го разворота. РП дает добро на вход, и вдруг в эфире я слышу доклад Дениса Вязанкина (он с Петровичем шлифовал полеты по кругу) о том, что он готов к посадке и находится на 3-м развороте. Я понял, вот он.... мой звездный час. Сейчас я покажу Дееву, как он меня научил красиво сажать планер (а заодно и всем остальным)...

Но как это сделать? Справа впереди (я входил в круг по касательной слева) болтается Вязанкин, и он с Петровичем просто физически не успеют насладиться моим триумфом, т.к. посадка получалась с интервалом меньше полминуты. А мне нужны были зрители.

Аэродром Пахомово (фото Admin)
Фото 1.1. Аэродром Пахомово (фото Admin)

И я решил чуть чуть увеличить коробочку.... Погода стояла великолепная. Солнце, небо почти полный штиль... Видимо от радости в зобу дыханье сперло...

И я перестарался. Желая удлинить глиссаду, я не учел расход высоты... и вошел в глиссаду ниже чем следовало... Я явно видел, что недолечу...

Ожил РП: "Кто выполняет 4-й..." Пришлось обозначить себя. В эфире повисла зловещая тишина... Я понял что добился эффекта... обратного.

Что-же делать... садиться в ближайшем огороде в мои планы не входило... Скоростная посадка... Этому учил Деев на занятиях по отработке ошибок на посадке. Если видишь, что не долетаешь, обеспечь себя скоростью и тяни.... Легко сказать... Высота таяла быстрее чем конфетка во рту у ребенка... Надо было срочно принимать решение.

Закрылки и шасси убрать, ручка от себя. Скорость не менее 120.... Земля приближалась...

Корова куда-то пошла... А там дядя дрова колет.... Под крылом проплыла парочка деревенских домиков... Да, до посадочных знаков далековато, а высоты с гулькин хрен.... Это не на самолете, где ручку газа дал вперед и тяни сколько влезет....

Лирика кончилась... Высота метра 2, скорость больше ста.... вот она кромка аэродрома. Лечу на воздушной подушке как на санях... Чтоб не проваливаться, чуть-чуть подвыпускаю закрылки....

Бланик (фото Александра Кириллина)
Фото 1.2. Бланик (фото Александра Кириллина)

...Планер остановился возле первого знака (над которым обычно происходит выравнивание). Когда я вылез из планера, я увидел Петровича, он с Вязанкиным ожидал буксировщика. Мне стало стыдно... Он так на меня посмотрел, что мне стало все понятно... После ужина в летной столовой, Петрович мне сказал, что такого от меня ни как не ожидал.... и я его действительно поразил...

P.S. Как потом рассказывали ребята, очень эффектно смотрелся планер, на большой скорости и малой высоте заходящий на посадку...


Эпизод 2. "ПЕРЕБЕЖЧИК"

Предполетная подготовка... Сидим в классе, ждем командира отряда для инструктажа. Главным над всей летной братией назначен Петрович.

... Смирно !

После короткого доклада, слушаем командира...

".... Особое внимание обратить на меры безопасности при организации полетов... ...В N-ском аэроклубе, спортсмен решив перебежать перед производящим посадку самолетом, спровоцировал предпосылку к летному прошествию.... Обошлось без жертв и разрушений... Обратить внимание и всё такое..."

"... Это каким-же надо быть (*)удаком, чтобы перебегать перед самолетом на пробеге..." - изумлялись мы. "Во кАзел !" - вторили другие... "Точно !" - поддакивали третьи.

Как нам после инструктажа объяснил один из инструкторов, человек решив перебежать перед самолетом идущим на посадку решает единственную задачу: успею - неуспею.... И пока он ее мучительно решает... самолет снижается.... вот уже выравнивание... выдерживание... касание... "Успею !" решает чел и начинает бежать...

Иногда не успевает... скорости однако не те... Но мы отвлеклись...

В этот день было много полетов... Особенно много летало спортсменов на скоростных "Янтарях" и "Летувах" (в это время на базе 2МГАК проводились соревнования по планерному спорту).

И вот подошел к концу очередной летный день. Обилие свежего воздуха и близость неба расслабили... В небе никого, только на 4-м "Янтарь". Готовится к посадке.

планер Янтарь на посадке. (фото Дмитрия Федорова)
Фото 2.1. планер Янтарь. на посадке (фото Дмитрия Федорова)

Я не помню уже что я делал на летном поле, но то что я в этот момент оказался у посадочных знаков - факт. Стою, жду когда сядет планер... Время начинает тянуться жевательной резинкой. Вот он уже себе помогает интерцепторами, значит еще немного и сядет... Выравнивание.. В наступившей тишине слышно как крылья рассекают воздух. Самолеты уже на стоянке, двигатели выключены. Вот уже травинки застучали по фюзеляжу... Еще немного и он побежит по земле, неуклюже подпрыгивая на своем смешном колесике...

планер Янтарь на посадке. (фото Admin)
Фото 2.2. планер Янтарь. на посадке (фото Admin)

И я побежал... Мне почему-то показалось что я успею....

Я на самом деле успел (правда еще немного, и получил-бы под зад крылом). Спортсмен, котрый в тот момент "рулил", потом мне сказал, что он уже знал что я побегу.... просто тупо этого ждал. А еще он сказал, что боялся, что ему не хватит скорости, чтобы облететь меня сверху... Но все обошлось.

Вечером, на разборе полетов все начали с того, что молча посмотрели на меня. Андрей Вячеславович Беспалов (наш командир отряда) сказал мне, что видимо и я сам все понял... Мне захотелось провалиться сквозь землю.... А Петрович, как обычно ничего не сказал, так-как и так все стало ясно.

P.S. А урок этот я запомнил на всю жизнь.... И уже сейчас, когда я еду на машине и за 50м вижу старушку или тетку стоящую у дороги в позе "бегущего египтянина", я решаю в уме простую задачу успею или не успею затормозить...

Эпизод 3. "СТРАХ"

Как-то, в середине летной смены произошел случай, который мне запомнился на всю оставшуюся жизнь.

Во время пересменки, когда один курсант сменяет другого в кабине, Коля Хмелевский (по моему это был он), вылезая из кабины цепляется страховочной веревкой от парашюта ПЛП-60 за арматурину в кабине. (Эта веревочка при экстренном покидании планера приводит в действие специальный приборчик, который принудительно, через 3 секунды открывает парашют)

... Короткое жужжание, и ранец с парашютом раскрывается в кабине...

"...Пиздец ...приплыли" - выдал Петрович, который в это время сидел во второй кабине.

В это время стал подруливать буксировщик "Вильга-35А".

Что-же делать... бежать за новым парашютом... долго... далеко... Срывается план полетов...

Тут Деев принимает решение, от которого у меня похолодело внутри... Он меняется парашютом с Вязанкиным, который должен был лететь после Хмелевского, а сам остается без парашюта... Что равнозначно самоубийству.

Обеспечивающим взлет аэропоезда в этот раз был я, и я сказал Вадиму Петровичу, что не дам команду на сцепку планера с буксировщиком, пока не принесут новый парашют...

Но... Петрович дал команду прицепить к планеру трос буксировщика...

Слабина выбрана, к взлету готов (фото Максима Каминского)
Фото 3.1. Слабина выбрана, к взлету готов (фото Максима Каминского)

И мне пришлось подчиниться. Я тот момент видел в его глазах страх... неподдельный настояший страх... Но он делал это ради нас, сопливых пацанов...

В этот раз, все обошлось, пока шел этот полет, на старт незаметно притащили новый парашют... и никто ничего не узнал... кроме нас с Петровичем...

Но этот полет я запомнил на всю жизнь...

Эпизод 4. "ДОСМЕЯЛИСЬ..."

В этот июльский день была замечательная погодка... Минимум облаков, слабый ветерок... Солнышко...

Летная смена была в самом разгаре... У меня по летному плану был полет на посадку вне аэродрома.

Со стороны все выглядело просто. Буксировщик отцепляет планер в условленной "зоне", выполняется немного парения-летания, далее идет визуальный подбор площадки для посадки (какой нибудь луг, кусок поля и т.д.). Производится расчет на посадку, заход, посадка, осмотр площадки, вызов буксировщика и полет в сторону аэродрома базирования на сцепке. Потом "коробочка" и посадка...

...Взлетели.

Вильга 35А - взлет аэропоезда (фото Admin)
Фото 4.1. Вильга 35А - взлет аэропоезда (фото Admin)

Настроение прекрасное. Петрович сыпал шутками и травил анекдоты... Весь полет, отцепка и подбор площадки прошли под хи-хи и ха-ха...

Расчитали заход на посадку... стали снижаться. Т.к. было жарко, от земли шли мощные восходящие потоки. Планер приходилось буквально впихивать в глиссаду.

Заходили на площадку со стороны леса...

Бланик. (фото Александра Кириллина)
Фото 4.2. Бланик. (фото Александра Кириллина).

Полет над лесным массивом, едва чиркая задницей верхушки деревьев (в исполнении Вадима Петровича) был великолепен.... и завораживал своей отточенностью и завершенностью...

Анекдоты и байки травились с утроенной силой...

Закрылки... интерцепторы... выравнивание... выдерживание.... земля уже где-то рядом... Тук-тук-тук-тук... Застучали травинки по фюзеляжу... скорость 70... 65... 60... 50... что-то не чувствуем колеса... а пора бы.... Наверное трава высокая.....

Вдруг все заскрежетало, застучало... Остановились...

В кабине запахло паленой резиной....

Так и есть... забыли выпустить шасси (колесико)

"...Заебись... досмеялись...." - после короткой паузы резюмировал Деев. Выйдя из планера и осмотрев его пришли к выводу, что вроде пронесло...

Как будем взлетать ? А так и будем....

Через пол часа прилетел буксировщик....

Стрекоза - Вильга 35А (Александра Кириллина)
Фото 4.3. Стрекоза - Вильга 35А (Александра Кириллина)

Домой летели молча...

Эпизод 5. "ТРАКТОРИСТЫ..."

Скоро !!!
footer
Дополнительно

Копия личного листка из личного дела

Копия автобиографии из личного дела

Копия справки из музея КНААПО

Воспоминания друзей, знакомых, учеников

Фотоальбом

Ссылки
footer
Фотография
Деев Вадим Петрович
footer
Огромное спасибо:

ОАО Комсомольское-на-Амуре Авиационное Производственное Объединение им. Ю.А. Гагарина и лично зав. архивом отдела кадров Л.Г. Пасюк за оказанную помощь и предоставленные материалы.


footer
Внимание !

Если вы обладаете какими либо материалами, либо желаете поделиться воспоминаниями о Дееве В.П. прошу присылать их на:

E-mail: sla-avia@yandex.ru

ICQ: 238-845-953

footer
Copyright 2005-2007 - Макаров А.В.- All Rights Reserved.
Регистрация Забыл пароль ?
Hosted by uCoz