|   | 
                  
                      
                        
                       
                        | 
                            
                              | Часть 5. Испытание "летающей" модели П-5 с помощью X-Plane Flight Simulator 7.10
 
 Вступление
 
 Как я уже говорил (напомню) - я создал в редакторе самолетов Plane-Maker 
							  от Laminar Research
							  X-Plane Flight Simulator  математическую моделью самолета проекта П-5.
 
 (Полученный на выходе файл с математической моделью самолета совместим с AirplanePDQ. и профессиональными CAD 
							  системами, что и определило дальнейший ход событий.)
 
 И я честно говоря, не дожидаясь компьютерной "продувки" в специализированной программе решил сразу 
							  перейти к "вкусному" - пробному вылету на симуляторе на своем самолете.
 
 Что само по себе является авантюрой - ведь во первых сама модель отлажена не до конца (некоторые параметры 
							  модели выставлены на "глазок"), но уж больно чесались руки...
 
 И я решился...
 
 Тренажер для полетов представляет собой пока это:
 
 
   Фото 1. Ноутбук на базе 
							  Р4, джойстик и РУД Hotas Cougar.
 
 Примечание Конечно, в будущем
							  хотелось, что-бы это выглядело 
							  так
 
 Первый "полет"
 
 Что получилось можно увидеть на приведенных скриншотах:
 
 И так, самолет готов, запас топлива 50%, разрешение на взлет получено...
 
 
   Фото 2. П-5 в торце полосы. 
							  Готовимся к первому взлету.
 
 Приборная панель содержит минимум приборов. Со временем приведу ее в соответствие 
							  с панелью П-5.
 
 
   Фото 3. П-5 в торце полосы. 
							  Готовимся к первому взлету. Вид из кабины.
 
 Взлетел самолетик резво... Сразу ощутился избыток тяги... Но с помощью РУДа все 
							  решается просто.
 
 
   Фото 4.Первый полет. Вид из кабины.
 
 От радости забыл выставить высотомер на "0", что в последствии сыграло 
							  роковую роль...
 
 
   Фото 5. П-5 в полете. 
							  Вид спереди.
 
 Самолет в "полете" обладает отменной продольной устойчивостью (триммировать и ловить 
							  совсем не пришлось). Поперечная управляемость нормальная (сразу оговорюсь, самолет не "настроен"). 
							  В общем особых проблем с управляемостью в полете не было. Летает как обычный самолет. Полетаем пока, 
							  покрутимся....
 
 
   Фото 6. П-5 в полете. 
							  Вид сбоку-слева.
 
 Что-ж, посмотрим тебя на посадке... По непонятным для меня причинам, закрылки выпускались 
							  только во взлетное положение (15* - визуально), ну и хрен с ними (разберусь потом с настройками), хотя
							  индикатор выпуска-уборки показывал посадочное (30*) положение. Но и без этого, самолет летит как планер. 
							  Приходилось очень сильно сбрасывать обороты двигателя что-бы как-то заставить самолет снижаться...
 
 
   Фото 7. Заход на посадку П-5. 
							  Вид сзади.
 
 Но сразу вылезла проблема, с которой столкнулся Берт Рутан (Burt Rutan) на  
							  Long-EZ - при уменьшении скорости до приемлемой (для самолетов классической схемы),
							  идет (видимо) срыв потока с ПГО, из-за чего резко опускается нос самолета (получается "клевок").
 
 Для борьбы с ним на Long-EZ увеличена посадочная скорость, и отсутствуют закрылки.
							  А на самолете  
							  Beechcraft Starship-1 от Burt Rutan вместе с двух позиционными закрылками Фаулера применего ПГО изменяемой 
							  стреловидности (-4* ... +30*), что позволяет менять положение аэродинамического фокуса для улучшения 
							  балансировки самолета при использовании механизации крыла - устраняется момент на пикирование.
 
 Что в моем случае на последних метрах глиссады привело к:
 
 
   Фото 8. Неудачная посадка с перелетом 
							  самолета П-5. Вид сбоку.
 
 Пока же приходится держать повышенную скорость на посадке, что не совсем комфортно при 
							  "пилотировании".
 
 Придется поколдовать с профилями и углами установки несущих поверхностей, и попробовать 
							  применить на ПГО предкрылок (для устранения раннего срыва потока) - прощай преимущество "Утки". 
							  Но это уже позже, т.к. займет достаточно много времени на эксперименты. Здесь уже придется 
							  теснее общаться с "продувочной" программой - что-бы определить все критические моменты...
 
 Еще и с тягой двигателя были вопросы. Как в последствии оказалось, я в настройках забыл 
							  выставить диапазон углов ВИШ.
 
 Сделав паузу, и перекусив (на часах 1:20 ночи) я в редакторе подправил в настройках 
							  (выставленных кое-где "на глазок") мелкие косяки, немного изменил приборную панель, опять приступил 
							  к	"полетам"
 
 
   Фото 9.  П-5 в торце полосы. 
							  Готовимся к взлету.
 
 Ну... совсем другое дело (в смысле управления двигателем и шагом винта). Управляемость 
							  двигателем и винтом стала лучше. Тяговооруженность заметно увеличилась.
 
 
   Фото 10. Проход самолета П-5 над полосой. 
							  Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.
 
 При выпуске шасси играют роль мощного аэродинамического тормоза, что очень хорошо чувствуется на 
							  симуляторе.
 
 
   Фото 11. Заход на посадку. Вид из кабины.
 
 Промежуточный итог: В общем, определенную долю удовольствия я получил. 
							  Осталось тщательнее проанализировать все моменты, "налетать" побольше часов с разными настройками - 
							  и привести проект к виду, когда можно будет начинать более детальное проектирование.
 
 А  самое главное - подтвердился в правильности выбранного пути при проектировании самолета.
 
 Подтвердит или опровергнет мое мнение постройка "живого" летающего образца, но дело это пока 
							  далекого будущего.
 
 Вы можете скачать файл с предварительным проектом П-5 (версия от 20.02.07.), запустить его на 
							  Plane-Maker и так-сказать "покрутить" его и посмотреть как изменяются различные 
							  параметры. Так-же вы можете полетать на нем в X-Plane Flight Simulator 7.
 
 Скачать файл с проектом П-5 (от 20.02.07.) для 
							  X-Plane Flight Simulator 7.хх можно  
							  
							  здесь
 
 После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 7.хх
 
 
 30.03.2007.
 
 Финальная версия матмодели
 
 После продолжительных "летных" испытаний на симуляторе X-Plane Flight Simulator 7.хх
							  я заметил ряд ошибок программы, которая не позволяла в полной мере "облетать" модель будущего самолета.
 
 В основном это заключалось в том, что в процессе русификации программы видимо был допущен ряд ошибок, которые 
							  привели к тому, что процессом выпуска закрылков невозможно было управлять. В режиме взлета/посадки они принимали 
							  фиксированное положение (программой) и на команды смены положения не реагировали....
 
 Пришлось искать выход. На одном из форумов, мне посоветовали обновить свою версию симулятора 
							  X-Plane Flight Simulator 7.10 до последней X-Plane Flight Simulator 8.50 в 
							  которой эти ошибки отсутствуют. Чем я и воспользовался.
 
 Обновление (вернее скачивание демки весом ок 700 mb) прошло успешно. Так-же пришлось подлечить программу,
							   т.к. она не давала летать в симуляторе больше 6 мин, требуя купить программу.
 
 Так-же с новым симулятором (кстати полная версия которого  весит 60 Gb и размещается на 4 DVD) шел 
							  обновленный редактор самолетов Plane Maker с гораздо большими возможностими чем из старой 
							  версии (одно из главных - убрали ограничение на количество сечений). Жаль только что он на англицком языке... Да ну и хрен с ним...
 
 Конвертация модели из AirplanePDQ в новый формат Plane Maker прошла 
							  без проблем. Модернизировав ее (смена профилей, правка геомертии, углов установок несущих поверхностей и 
							  центровки и пр.) от старых глюков и нарисовав новые скины, я получил это:
 
 
   Фото 12.Обновленный  П-5 в полете.
 
 Ну... совсем другое дело (в смысле управления самолетом). Управляемость стала лучше. 
							  Тяговооруженность заметно увеличилась.
 
 Единственная нерешенная проблема: запуск двигателя... (то он
							  после посадки сразу останавливается, то перед взлетом не запускается... (решена 05 мая 2007)). 
							  Проблемы с закрылками исчезли.
 
 
   Фото 13. Проход самолета П-5. Вид сзади снизу. Механизация 
							  и шасси убраны. Включены БАНО
 
 Вобщем, на мой взгляд модель удалась. Осталась главная проблема: убедиться что модель адекватно отображает 
							  в симуляторе эволюции реального самолета. Что можно будет сделать только с  помощью продувочной программы  
							  и облетом реального самолета....
 
 
   Фото 13. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. 
							  Механизация и шасси убраны.
 
 
   Фото 14. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. 
							  Механизация и шасси выпущены.
 
 
   Фото 15. Заход самолета П-5 на посадку. Вид из кабины.
 
 Летайте на здоровье !
 
 Скачать файл с проектом П-5 (от 02.05.07.) для 
							  X-Plane Flight Simulator 8.хх можно  
							  
							  здесь
 
 После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 8.хх
 
 08.05.2007.
 
 О том что будет дальше, следите за новостями.
 
 
 |  |  
                        |  |  
                        
                          
                       
                        | 
                            
                              | Строим самолет: энциклопедия авиасамодельщика
 
 AirplanePDQ - компьютерная 
								 программа для расчета СЛА
 
 САПР "Сударушка" - комплекс бесплатных и 
								 условно-бесплатных программ для конструкторов и технологов. (Выпуск чертежей, 
								 пространственное моделирование, прочностные и аэродинамические расчеты.)
 
 CompuFoil3D - Программа 
								 для изготовления шаблонов крыльев по технологии "moldless" основанной на использовании пенопласта.
 
 FlowVision - С помощью этой
								 программы можно проводить моделирование поведения элементов конструкций в воздушной среде и 
								 одновременно анализировать результаты расчета, менять граничные условия и параметры математической модели.
 
 Advanced Aircraft Analysis (AAA) - Это
								 CAD/CAE система для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов 
								 корпуса самолета и набор модулей для расчетов прочности, тестирования и оптимизации. Эту программную систему 
								 используют университеты, производители авиатехники и военные организации в более чем 40 странах мира.
 
 Design Software от 
								 Desktop Aeronautics software - Это комплекс программ для моделирования в области 
								 авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета, профилей и набор модулей 
								 для расчетов, тестирования и оптимизации.
 
 AIRPLANE DESIGN CALCULATOR  от 
								 Lee Van Tassle  - Инструмент для расчета параметров самолета (в виде электронной 
								 таблицы Excel)
 
 JAR_VLA  от  
								 
								 Сутормина Е.Г. - Программа  определения основных геометрических характеристик 
								 самолета и действующих на них нагрузок по европейским нормам Jar Vla.  (в виде электронной 
								 таблицы Excel)
 
 Упрощенный расчет крыла по Кондратьеву  с форума  
								 
								 АЭА  - Программа  для упрощенного расчета прочности крыла 
								 свободнонесущего моноплана (в виде электронной таблицы Excel)
 
 
 |  |  
                        |  |  
                        
                          
                       
                        |  |  
                          |  |  |  |