spacer
Кто хоть раз был крылатым - приписан к небу навсегда 1
  1
logo 1
1
header
Статистика
footer
Испытания на симуляторе:

Часть 5. Испытание "летающей" модели П-5 с помощью X-Plane Flight Simulator 7.10

Вступление

Как я уже говорил (напомню) - я создал в редакторе самолетов Plane-Maker от Laminar Research X-Plane Flight Simulator математическую моделью самолета проекта П-5.

(Полученный на выходе файл с математической моделью самолета совместим с AirplanePDQ. и профессиональными CAD системами, что и определило дальнейший ход событий.)

И я честно говоря, не дожидаясь компьютерной "продувки" в специализированной программе решил сразу перейти к "вкусному" - пробному вылету на симуляторе на своем самолете.

Что само по себе является авантюрой - ведь во первых сама модель отлажена не до конца (некоторые параметры модели выставлены на "глазок"), но уж больно чесались руки...

И я решился...

Тренажер для полетов представляет собой пока это:

Ноутбук на базе Р4, джойстик и РУД Hotas Cougar
Фото 1. Ноутбук на базе Р4, джойстик и РУД Hotas Cougar.

Примечание Конечно, в будущем хотелось, что-бы это выглядело так

Первый "полет"

Что получилось можно увидеть на приведенных скриншотах:

И так, самолет готов, запас топлива 50%, разрешение на взлет получено...

П-5 в торце полосы. Готовимся к первому взлету.
Фото 2. П-5 в торце полосы. Готовимся к первому взлету.

Приборная панель содержит минимум приборов. Со временем приведу ее в соответствие с панелью П-5.

П-5 в торце полосы. Готовимся к первому взлету. Вид из кабины.
Фото 3. П-5 в торце полосы. Готовимся к первому взлету. Вид из кабины.

Взлетел самолетик резво... Сразу ощутился избыток тяги... Но с помощью РУДа все решается просто.

Первый полет. Вид из кабины.
Фото 4.Первый полет. Вид из кабины.

От радости забыл выставить высотомер на "0", что в последствии сыграло роковую роль...

П-5 в полете. Вид спереди.
Фото 5. П-5 в полете. Вид спереди.

Самолет в "полете" обладает отменной продольной устойчивостью (триммировать и ловить совсем не пришлось). Поперечная управляемость нормальная (сразу оговорюсь, самолет не "настроен"). В общем особых проблем с управляемостью в полете не было. Летает как обычный самолет. Полетаем пока, покрутимся....

П-5 в полете. Вид сбоку-слева.
Фото 6. П-5 в полете. Вид сбоку-слева.

Что-ж, посмотрим тебя на посадке... По непонятным для меня причинам, закрылки выпускались только во взлетное положение (15* - визуально), ну и хрен с ними (разберусь потом с настройками), хотя индикатор выпуска-уборки показывал посадочное (30*) положение. Но и без этого, самолет летит как планер. Приходилось очень сильно сбрасывать обороты двигателя что-бы как-то заставить самолет снижаться...

Заход на посадку П-5. Вид сзади.
Фото 7. Заход на посадку П-5. Вид сзади.

Но сразу вылезла проблема, с которой столкнулся Берт Рутан (Burt Rutan) на Long-EZ - при уменьшении скорости до приемлемой (для самолетов классической схемы), идет (видимо) срыв потока с ПГО, из-за чего резко опускается нос самолета (получается "клевок").

Для борьбы с ним на Long-EZ увеличена посадочная скорость, и отсутствуют закрылки. А на самолете Beechcraft Starship-1 от Burt Rutan вместе с двух позиционными закрылками Фаулера применего ПГО изменяемой стреловидности (-4* ... +30*), что позволяет менять положение аэродинамического фокуса для улучшения балансировки самолета при использовании механизации крыла - устраняется момент на пикирование.

Что в моем случае на последних метрах глиссады привело к:

Неудачная посадка с перелетом самолета П-5. Вид сбоку.
Фото 8. Неудачная посадка с перелетом самолета П-5. Вид сбоку.

Пока же приходится держать повышенную скорость на посадке, что не совсем комфортно при "пилотировании".

Придется поколдовать с профилями и углами установки несущих поверхностей, и попробовать применить на ПГО предкрылок (для устранения раннего срыва потока) - прощай преимущество "Утки". Но это уже позже, т.к. займет достаточно много времени на эксперименты. Здесь уже придется теснее общаться с "продувочной" программой - что-бы определить все критические моменты...

Еще и с тягой двигателя были вопросы. Как в последствии оказалось, я в настройках забыл выставить диапазон углов ВИШ.

Сделав паузу, и перекусив (на часах 1:20 ночи) я в редакторе подправил в настройках (выставленных кое-где "на глазок") мелкие косяки, немного изменил приборную панель, опять приступил к "полетам"

П-5 в торце полосы. Готовимся к взлету.
Фото 9. П-5 в торце полосы. Готовимся к взлету.

Ну... совсем другое дело (в смысле управления двигателем и шагом винта). Управляемость двигателем и винтом стала лучше. Тяговооруженность заметно увеличилась.

Проход самолета П-5 над полосой. Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.
Фото 10. Проход самолета П-5 над полосой. Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.

При выпуске шасси играют роль мощного аэродинамического тормоза, что очень хорошо чувствуется на симуляторе.

Заход на посадку. Вид из кабины.
Фото 11. Заход на посадку. Вид из кабины.

Промежуточный итог: В общем, определенную долю удовольствия я получил. Осталось тщательнее проанализировать все моменты, "налетать" побольше часов с разными настройками - и привести проект к виду, когда можно будет начинать более детальное проектирование.

А самое главное - подтвердился в правильности выбранного пути при проектировании самолета.

Подтвердит или опровергнет мое мнение постройка "живого" летающего образца, но дело это пока далекого будущего.

Вы можете скачать файл с предварительным проектом П-5 (версия от 20.02.07.), запустить его на Plane-Maker и так-сказать "покрутить" его и посмотреть как изменяются различные параметры. Так-же вы можете полетать на нем в X-Plane Flight Simulator 7.

Скачать файл с проектом П-5 (от 20.02.07.) для X-Plane Flight Simulator 7.хх можно здесь

После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 7.хх


30.03.2007.

Финальная версия матмодели

После продолжительных "летных" испытаний на симуляторе X-Plane Flight Simulator 7.хх я заметил ряд ошибок программы, которая не позволяла в полной мере "облетать" модель будущего самолета.

В основном это заключалось в том, что в процессе русификации программы видимо был допущен ряд ошибок, которые привели к тому, что процессом выпуска закрылков невозможно было управлять. В режиме взлета/посадки они принимали фиксированное положение (программой) и на команды смены положения не реагировали....

Пришлось искать выход. На одном из форумов, мне посоветовали обновить свою версию симулятора X-Plane Flight Simulator 7.10 до последней X-Plane Flight Simulator 8.50 в которой эти ошибки отсутствуют. Чем я и воспользовался.

Обновление (вернее скачивание демки весом ок 700 mb) прошло успешно. Так-же пришлось подлечить программу, т.к. она не давала летать в симуляторе больше 6 мин, требуя купить программу.

Так-же с новым симулятором (кстати полная версия которого весит 60 Gb и размещается на 4 DVD) шел обновленный редактор самолетов Plane Maker с гораздо большими возможностими чем из старой версии (одно из главных - убрали ограничение на количество сечений). Жаль только что он на англицком языке... Да ну и хрен с ним...

Конвертация модели из AirplanePDQ в новый формат Plane Maker прошла без проблем. Модернизировав ее (смена профилей, правка геомертии, углов установок несущих поверхностей и центровки и пр.) от старых глюков и нарисовав новые скины, я получил это:

П-5 в полете.
Фото 12.Обновленный П-5 в полете.

Ну... совсем другое дело (в смысле управления самолетом). Управляемость стала лучше. Тяговооруженность заметно увеличилась.

Единственная нерешенная проблема: запуск двигателя... (то он после посадки сразу останавливается, то перед взлетом не запускается... (решена 05 мая 2007)). Проблемы с закрылками исчезли.

Проход самолета П-5. Вид сзади снизу. Механизация и шасси убраны. Включены БАНО
Фото 13. Проход самолета П-5. Вид сзади снизу. Механизация и шасси убраны. Включены БАНО

Вобщем, на мой взгляд модель удалась. Осталась главная проблема: убедиться что модель адекватно отображает в симуляторе эволюции реального самолета. Что можно будет сделать только с помощью продувочной программы и облетом реального самолета....

Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.
Фото 13. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. Механизация и шасси убраны.

Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.
Фото 14. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.

Заход самолета П-5 на посадку. Вид из кабины.
Фото 15. Заход самолета П-5 на посадку. Вид из кабины.

Летайте на здоровье !

Скачать файл с проектом П-5 (от 02.05.07.) для X-Plane Flight Simulator 8.хх можно здесь

После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 8.хх

08.05.2007.

О том что будет дальше, следите за новостями.

footer
Ссылки на полезный софт

Строим самолет: энциклопедия авиасамодельщика

AirplanePDQ - компьютерная программа для расчета СЛА

САПР "Сударушка" - комплекс бесплатных и условно-бесплатных программ для конструкторов и технологов. (Выпуск чертежей, пространственное моделирование, прочностные и аэродинамические расчеты.)

CompuFoil3D - Программа для изготовления шаблонов крыльев по технологии "moldless" основанной на использовании пенопласта.

FlowVision - С помощью этой программы можно проводить моделирование поведения элементов конструкций в воздушной среде и одновременно анализировать результаты расчета, менять граничные условия и параметры математической модели.

Advanced Aircraft Analysis (AAA) - Это CAD/CAE система для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета и набор модулей для расчетов прочности, тестирования и оптимизации. Эту программную систему используют университеты, производители авиатехники и военные организации в более чем 40 странах мира.

Design Software от Desktop Aeronautics software - Это комплекс программ для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета, профилей и набор модулей для расчетов, тестирования и оптимизации.

AIRPLANE DESIGN CALCULATOR от Lee Van Tassle - Инструмент для расчета параметров самолета (в виде электронной таблицы Excel)

JAR_VLA от Сутормина Е.Г. - Программа определения основных геометрических характеристик самолета и действующих на них нагрузок по европейским нормам Jar Vla. (в виде электронной таблицы Excel)

Упрощенный расчет крыла по Кондратьеву с форума АЭА - Программа для упрощенного расчета прочности крыла свободнонесущего моноплана (в виде электронной таблицы Excel)

footer
Самолет мечты:

- История рождения проекта П-5 (в фотографиях)

- Технические характеристики и описание П-5

- Описание процесса проектирования П-5

- Описание процесса постройки П-5

- Мнения аппонентов (форум АЭА)

- Участники проекта

footer
Эскиз самолета П-5
Эскиз самолета П-5
footer
Есть мнение

- Впечатления о использовании программы AirplanePDQ (компьютерной программы для расчета СЛА)

- Впечатления о использовании программы конструктор X-Plane FS (компьютерной редактор самолетов, входящий в програм-мный комплекс X-Plane Flight Simulator)

footer
Некоторые этапы:

Черновой чертеж П-5

Центровка П-5 (с расчетом)

Проверка совпадения проектного и расчетного положения центра тяжести СЛА.


footer
Copyright 2005-2007 - Макаров А.В.- All Rights Reserved.
Регистрация Забыл пароль ?
Hosted by uCoz