|
Часть 5. Испытание "летающей" модели П-5 с помощью X-Plane Flight Simulator 7.10
Вступление
Как я уже говорил (напомню) - я создал в редакторе самолетов Plane-Maker
от Laminar Research
X-Plane Flight Simulator математическую моделью самолета проекта П-5.
(Полученный на выходе файл с математической моделью самолета совместим с AirplanePDQ. и профессиональными CAD
системами, что и определило дальнейший ход событий.)
И я честно говоря, не дожидаясь компьютерной "продувки" в специализированной программе решил сразу
перейти к "вкусному" - пробному вылету на симуляторе на своем самолете.
Что само по себе является авантюрой - ведь во первых сама модель отлажена не до конца (некоторые параметры
модели выставлены на "глазок"), но уж больно чесались руки...
И я решился...
Тренажер для полетов представляет собой пока это:
Фото 1. Ноутбук на базе
Р4, джойстик и РУД Hotas Cougar.
Примечание Конечно, в будущем
хотелось, что-бы это выглядело
так
Первый "полет"
Что получилось можно увидеть на приведенных скриншотах:
И так, самолет готов, запас топлива 50%, разрешение на взлет получено...
Фото 2. П-5 в торце полосы.
Готовимся к первому взлету.
Приборная панель содержит минимум приборов. Со временем приведу ее в соответствие
с панелью П-5.
Фото 3. П-5 в торце полосы.
Готовимся к первому взлету. Вид из кабины.
Взлетел самолетик резво... Сразу ощутился избыток тяги... Но с помощью РУДа все
решается просто.
Фото 4.Первый полет. Вид из кабины.
От радости забыл выставить высотомер на "0", что в последствии сыграло
роковую роль...
Фото 5. П-5 в полете.
Вид спереди.
Самолет в "полете" обладает отменной продольной устойчивостью (триммировать и ловить
совсем не пришлось). Поперечная управляемость нормальная (сразу оговорюсь, самолет не "настроен").
В общем особых проблем с управляемостью в полете не было. Летает как обычный самолет. Полетаем пока,
покрутимся....
Фото 6. П-5 в полете.
Вид сбоку-слева.
Что-ж, посмотрим тебя на посадке... По непонятным для меня причинам, закрылки выпускались
только во взлетное положение (15* - визуально), ну и хрен с ними (разберусь потом с настройками), хотя
индикатор выпуска-уборки показывал посадочное (30*) положение. Но и без этого, самолет летит как планер.
Приходилось очень сильно сбрасывать обороты двигателя что-бы как-то заставить самолет снижаться...
Фото 7. Заход на посадку П-5.
Вид сзади.
Но сразу вылезла проблема, с которой столкнулся Берт Рутан (Burt Rutan) на
Long-EZ - при уменьшении скорости до приемлемой (для самолетов классической схемы),
идет (видимо) срыв потока с ПГО, из-за чего резко опускается нос самолета (получается "клевок").
Для борьбы с ним на Long-EZ увеличена посадочная скорость, и отсутствуют закрылки.
А на самолете
Beechcraft Starship-1 от Burt Rutan вместе с двух позиционными закрылками Фаулера применего ПГО изменяемой
стреловидности (-4* ... +30*), что позволяет менять положение аэродинамического фокуса для улучшения
балансировки самолета при использовании механизации крыла - устраняется момент на пикирование.
Что в моем случае на последних метрах глиссады привело к:
Фото 8. Неудачная посадка с перелетом
самолета П-5. Вид сбоку.
Пока же приходится держать повышенную скорость на посадке, что не совсем комфортно при
"пилотировании".
Придется поколдовать с профилями и углами установки несущих поверхностей, и попробовать
применить на ПГО предкрылок (для устранения раннего срыва потока) - прощай преимущество "Утки".
Но это уже позже, т.к. займет достаточно много времени на эксперименты. Здесь уже придется
теснее общаться с "продувочной" программой - что-бы определить все критические моменты...
Еще и с тягой двигателя были вопросы. Как в последствии оказалось, я в настройках забыл
выставить диапазон углов ВИШ.
Сделав паузу, и перекусив (на часах 1:20 ночи) я в редакторе подправил в настройках
(выставленных кое-где "на глазок") мелкие косяки, немного изменил приборную панель, опять приступил
к "полетам"
Фото 9. П-5 в торце полосы.
Готовимся к взлету.
Ну... совсем другое дело (в смысле управления двигателем и шагом винта). Управляемость
двигателем и винтом стала лучше. Тяговооруженность заметно увеличилась.
Фото 10. Проход самолета П-5 над полосой.
Вид сзади. Механизация и шасси выпущены.
При выпуске шасси играют роль мощного аэродинамического тормоза, что очень хорошо чувствуется на
симуляторе.
Фото 11. Заход на посадку. Вид из кабины.
Промежуточный итог: В общем, определенную долю удовольствия я получил.
Осталось тщательнее проанализировать все моменты, "налетать" побольше часов с разными настройками -
и привести проект к виду, когда можно будет начинать более детальное проектирование.
А самое главное - подтвердился в правильности выбранного пути при проектировании самолета.
Подтвердит или опровергнет мое мнение постройка "живого" летающего образца, но дело это пока
далекого будущего.
Вы можете скачать файл с предварительным проектом П-5 (версия от 20.02.07.), запустить его на
Plane-Maker и так-сказать "покрутить" его и посмотреть как изменяются различные
параметры. Так-же вы можете полетать на нем в X-Plane Flight Simulator 7.
Скачать файл с проектом П-5 (от 20.02.07.) для
X-Plane Flight Simulator 7.хх можно
здесь
После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 7.хх
30.03.2007.
Финальная версия матмодели
После продолжительных "летных" испытаний на симуляторе X-Plane Flight Simulator 7.хх
я заметил ряд ошибок программы, которая не позволяла в полной мере "облетать" модель будущего самолета.
В основном это заключалось в том, что в процессе русификации программы видимо был допущен ряд ошибок, которые
привели к тому, что процессом выпуска закрылков невозможно было управлять. В режиме взлета/посадки они принимали
фиксированное положение (программой) и на команды смены положения не реагировали....
Пришлось искать выход. На одном из форумов, мне посоветовали обновить свою версию симулятора
X-Plane Flight Simulator 7.10 до последней X-Plane Flight Simulator 8.50 в
которой эти ошибки отсутствуют. Чем я и воспользовался.
Обновление (вернее скачивание демки весом ок 700 mb) прошло успешно. Так-же пришлось подлечить программу,
т.к. она не давала летать в симуляторе больше 6 мин, требуя купить программу.
Так-же с новым симулятором (кстати полная версия которого весит 60 Gb и размещается на 4 DVD) шел
обновленный редактор самолетов Plane Maker с гораздо большими возможностими чем из старой
версии (одно из главных - убрали ограничение на количество сечений). Жаль только что он на англицком языке... Да ну и хрен с ним...
Конвертация модели из AirplanePDQ в новый формат Plane Maker прошла
без проблем. Модернизировав ее (смена профилей, правка геомертии, углов установок несущих поверхностей и
центровки и пр.) от старых глюков и нарисовав новые скины, я получил это:
Фото 12.Обновленный П-5 в полете.
Ну... совсем другое дело (в смысле управления самолетом). Управляемость стала лучше.
Тяговооруженность заметно увеличилась.
Единственная нерешенная проблема: запуск двигателя... (то он
после посадки сразу останавливается, то перед взлетом не запускается... (решена 05 мая 2007)).
Проблемы с закрылками исчезли.
Фото 13. Проход самолета П-5. Вид сзади снизу. Механизация
и шасси убраны. Включены БАНО
Вобщем, на мой взгляд модель удалась. Осталась главная проблема: убедиться что модель адекватно отображает
в симуляторе эволюции реального самолета. Что можно будет сделать только с помощью продувочной программы
и облетом реального самолета....
Фото 13. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади.
Механизация и шасси убраны.
Фото 14. Заход самолета П-5 на посадку. Вид сзади.
Механизация и шасси выпущены.
Фото 15. Заход самолета П-5 на посадку. Вид из кабины.
Летайте на здоровье !
Скачать файл с проектом П-5 (от 02.05.07.) для
X-Plane Flight Simulator 8.хх можно
здесь
После копирования распакуйте архив в папку "AIRCRAFTS" X-Plane FS 8.хх
08.05.2007.
О том что будет дальше, следите за новостями.
|
|
|
Строим самолет: энциклопедия авиасамодельщика
AirplanePDQ - компьютерная
программа для расчета СЛА
САПР "Сударушка" - комплекс бесплатных и
условно-бесплатных программ для конструкторов и технологов. (Выпуск чертежей,
пространственное моделирование, прочностные и аэродинамические расчеты.)
CompuFoil3D - Программа
для изготовления шаблонов крыльев по технологии "moldless" основанной на использовании пенопласта.
FlowVision - С помощью этой
программы можно проводить моделирование поведения элементов конструкций в воздушной среде и
одновременно анализировать результаты расчета, менять граничные условия и параметры математической модели.
Advanced Aircraft Analysis (AAA) - Это
CAD/CAE система для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов
корпуса самолета и набор модулей для расчетов прочности, тестирования и оптимизации. Эту программную систему
используют университеты, производители авиатехники и военные организации в более чем 40 странах мира.
Design Software от
Desktop Aeronautics software - Это комплекс программ для моделирования в области
авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета, профилей и набор модулей
для расчетов, тестирования и оптимизации.
AIRPLANE DESIGN CALCULATOR от
Lee Van Tassle - Инструмент для расчета параметров самолета (в виде электронной
таблицы Excel)
JAR_VLA от
Сутормина Е.Г. - Программа определения основных геометрических характеристик
самолета и действующих на них нагрузок по европейским нормам Jar Vla. (в виде электронной
таблицы Excel)
Упрощенный расчет крыла по Кондратьеву с форума
АЭА - Программа для упрощенного расчета прочности крыла
свободнонесущего моноплана (в виде электронной таблицы Excel)
|
|
|
|
|
|
|