|
Часть 4. Поверка аэродинамической компоновки с помощью CosmosFloworks 2007 SR0 PE
4.6. ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИХ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.
Итак, CosmosFloworks закончил расчёты... Что получилось и что с этим всем делать...?
Один из главных для нас документов, это таблица Surface parameters (параметры на поверхности)
C помощью диалогового окна Surface parameters можно посмотреть минимальные, максимальные и средние значения
локальных Local физических параметров (давление, температура, скорость и т.д.) и интегральных Integral физических
параметров (расходы, силы, моменты и т.д.) на выбранной поверхности.
Полученные значения экспортированы в Excel.
Получить их, по окончании счёта просто: достаточно войти в клон нужного вам режима проекта, и
кликнуть мышкой в меню FW на выбранном вами Surface parameters.
Фото 4.48. Отображение физических параметров на поверхности в виде таблицы Excel.
Если же, вы хотите загрузить ранее просчитанные результаты, то для этого в меню FloWorks выбираем Results - Load/Unload Results
Фото 4.49. Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.
... и выбираем файл с результатами (по умолчанию предлагаемый программой).
Фото 4.50. Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.
Итак, мы получили таблицу с минимальными, максимальными и средними значениями
локальных Local физических параметров (давление, температура, скорость и т.д.) и интегральных Integral физических
параметров (расходы, силы, моменты и т.д.) на выбранной поверхности...
Фото 4.49. Вот как выглядит итоговая таблица с расчётом в CosmosFloworks.
Что со всем этим делать ?
Например, можно собрать эти (со всех просчитанных режимов) данные в
таблицу.
Фото 4.50. Таблица результатов расчётов в Excel.
Важно: следует помнить, что подъемная сила Y направлена перпендикулярно набегающему потоку, а сила лобового сопротивления Z направлена
параллельно набегающему потоку, поэтому полученные значения Y и Z необходимо "довернуть" в нужную сторону, на величину угла атаки используя
тригонометрический функции (моя табличка это делает автоматически).
Получены величины в связанной системе координат, в которой составляющие R имеют следующие обозначения и названия: Х - аэродинамическая продольная
сила - составляющая по оси ОX, взятая с противоположным знаком; Y - аэродинамическая нормальная сила - составляющая по оси ОY; Z - аэродинамическая
поперечная сила - составляющая по оси ОZ.
В скоростной же системе координат составляющие Ra имеют следующие обозначения и названия: Хa - сила лобового сопротивления - составляющая по оси ОX ,
взятая с противоположным знаком; Ya - аэродинамическая подъемная сила - составляющая по оси Оу; Za - аэродинамическая боковая сила - составляющая по оси Oz .
Т.е. то, что нам нужно.
Так вот у меня, после получения данных, которые CFW выдает в связанной системе координат, силы Y и Х пересчитываются в табличке для скоростной
системы координат.
Фото 4.51. Векторы дейстующих на модель сил в CosmosFloworks.
И по полученному массиву данных (Y, Z, и S) используя графические и математические возможности Excel,
посмотрим что же у нас получилось....
У меня получилось "собрать" несколько графиков, наглядно иллюстрирующих поведение моего самолёта на
выбранном режиме полёта.
Например график "Зависимость Y (подъемной силы) от угла атаки".
Вот он...
Фото 4.52. График зависимости Y (подъемной силы) от угла атаки по
результатам расчётов в CosmosFloworks.
Из него например видно, что для выбранной скорости полёта, угол атаки (при котором Y=G) будет лежать в диапазоне
примерно от +3° для самолёта с минимальной взлётной массой 705 кг (пилот и мин. запас топлива), до +7° для самолёта с
максимальной взлётной массой 905 кг (2 пилота и полный запас топлива). Т.е. в диапазоне углов атаки +3°...+7° самолёт
"летит" с вертикальной скоростью 0 м/с. При выходе на углы больше +7° самолёт с полной взлётной массой начинает набирать высоту, а при
выходе на углы меньше +7° самолёт начинает терять высоту, т.е. снижаться.
Что прекрастно подтверждает результаты
лётных испытаний модели П-6 с помощью программы авиасимулятора X-Plane Flight Simulator 8.60
Вот "весовые" параметры модели в X-Plane FS, где указана полётная масса в 905 кг (1`995 lb)
Фото 4.53. Весовые параметры модели в X-Plane FS, где указана полётная масса.
Ниже приведен скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS. Скорость горизонтального полёта
180 км/ч, вертикальная 0 м/с, угол атаки самолёта по авиагоризонту примерно +7°....
Что соответствует полёту в режиме, когда Y=G (подъемная сила равна полному весу самолёта)
Фото 4.54. Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.
Тот-же режим, только вид на самолёт снаружи.
Фото 4.55. Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.
Так-же из полученного графика для всего самолёта видно, что при достижении углов атаки больше 28°, наступает срыв потока с
центроплана (с наплывов - генераторов вихрей, зоны пониженного давления), что ведет к резкому падению общей подъемной силы
(на крыльях срыв развивается чуть раньше) - самолёт на этом режиме полностью неуправяемый.
Это наглядно продемонстрировано "анимационным" фильмом, который я покадрово собрал из отдельных картинок обтекания
модели.
Фото 4.56. Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.
Так-же из полученного графика для крыла и ПГО видно, что поток над крылом начинает плавно переходить с ламинарного в турбулентный
при достижении углов атаки от 12°, а срыв потока с крыла начинает развивается при достижении углов атаки от 22° и полностью
поток отрывается при достижении углов атаки около 26°, что так-же ведет к резкому падению подъемной силы на крыле - самолёт на этом
режиме становится неуправяемый.
Это наглядно продемонстрировано "анимационным" фильмом, который я покадрово собрал из отдельных картинок обтекания
крыла и ПГО модели.
Фото 4.57. Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.
Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что срыв потока с ПГО происходит немного (на пару градусов) раньше -
что по идее должно приводить к тому, что самолёт как-бы оснащен естественной противоштопорной защитой: срыв воздушного потока на
ПГО происходит раньше, чем на крыле, создающем большую часть подъемной силы, поэтому нос самолета в этом случае слегка опускается
(происходит уменьшение угла атаки) и машина возвращается в нормальный полет.
Приведенные данные вроде подтверждают эти выводы.
Единственное, что следует помнить, так это то, что при оценки ЛТХ вашего самолёта, следует проводить большую
аналитическую работу: оценка таблиц, графиков, картин обтекания и расперделения давлений и пр. Желательно подтвержденные
или полученные и в другом источнике (программе), чтобы по возможности минимизировать ошибки и неточности расчётов.
Так-же был получен график "Зависимость Z (силы сопротивления) от угла атаки".
Фото 4.58. График зависимости Z (силы сопротивления) от угла атаки по
результатам расчётов в CosmosFloworks.
Используя полученные значения можно было-бы сразу получить такой важный параметр как аэродинамического качества К
- отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления на данном угле атаки.
Но видимо в расчёт силы лобового сопротивления в CosmosFloworks происходит некорректно (что видно из полученного графика) - поэтому
получить этот важный параметр как и Сх (нужен для того что-бы получить поляру самолёта) не получится...
Видимо это происходит из-за того, что некорректно задано (а вернее не учитывалось совсем) в том числе качество поверхности
самолёта (шерховатость)... а может это ошибка счёта программы.
В общем буду разбираться....
Ну и на последок был получен график "Зависимость Су (коэффициента подъемной силы) от угла атаки".
Фото 4.59. График зависимости Су (коэффициента подъемной силы) от угла атаки по результатам
расчётов в CosmosFloworks.
По нему конечно не так явно видна картина резкого изменения Су в зависимости от угла атаки (особенно по работе ПГО как
противоштопорной защиты). Но по крайней мере если не смотреть на полиномиальный (выравнивающий) график, то видно, что пик
значения Су у ПГОнаступает раньше, чем у крыла и самолёта в общем. Что конечно-же с натяжкой, но всё-же может свидетельствовать о том,
что ПГО свою работу по предотвращению развития общего срыва выполнит.
Как собственно и было задумано...,
продолжение следует....
В следующих темах будет продолжено "причёсывание" полученных данных и проведено исследование поведения самолёта на режимах
"взлёт" и "посадка" с учётом изменеия стреловидности ПГО и работы механизации крыла.
Дальше
22.06.2008.
--------------------------------------------------------------------
Страничка Поверка аэродинамической компоновки П-6
на угле атаки 0° с помощью CosmosFloworks 2007 PE
Предоставлена методика проведения аэродинамических испытаний и полученные результаты.
Автор - Николай Андреев
--------------------------------------------------------------------
Назад, в оглавление
Скачать модель (в архиве) П-6 для SolidWorks 2007 можно здесь
Если у вас, по результатам испытаний модели в CosmosFloworks будут получены конкретные результаты,
пишите мне. Опубликую.
Все замечания по продувкам модели П-6 прошу направлять мне на почту
О том что будет дальше, следите за новостями.
|
|
|
Строим самолет: энциклопедия авиасамодельщика
AirplanePDQ - компьютерная
программа для расчета СЛА
САПР "Сударушка" - комплекс бесплатных и
условно-бесплатных программ для конструкторов и технологов. (Выпуск чертежей,
пространственное моделирование, прочностные и аэродинамические расчеты.)
CompuFoil3D - Программа
для изготовления шаблонов крыльев по технологии "moldless" основанной на использовании пенопласта.
FlowVision - С помощью этой
программы можно проводить моделирование поведения элементов конструкций в воздушной среде и
одновременно анализировать результаты расчета, менять граничные условия и параметры математической модели.
Advanced Aircraft Analysis (AAA) - Это
CAD/CAE система для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов
корпуса самолета и набор модулей для расчетов прочности, тестирования и оптимизации. Эту программную систему
используют университеты, производители авиатехники и военные организации в более чем 40 странах мира.
Design Software от
Desktop Aeronautics software - Это комплекс программ для моделирования в области
авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета, профилей и набор модулей
для расчетов, тестирования и оптимизации.
AIRPLANE DESIGN CALCULATOR от
Lee Van Tassle - Инструмент для расчета параметров самолета (в виде электронной
таблицы Excel)
JAR_VLA от
Сутормина Е.Г. - Программа определения основных геометрических характеристик
самолета и действующих на них нагрузок по европейским нормам Jar Vla. (в виде электронной
таблицы Excel)
Упрощенный расчет крыла по Кондратьеву с форума
АЭА - Программа для упрощенного расчета прочности крыла
свободнонесущего моноплана (в виде электронной таблицы Excel)
|
|
|
|
|
|
|