spacer
Кто хоть раз был крылатым - приписан к небу навсегда 1
  1
logo 1
1
header
Статистика
footer
Создание рабочего проекта

Часть 4. Поверка аэродинамической компоновки с помощью CosmosFloworks 2007 SR0 PE

4.6. ПОЛУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ, ИХ ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ.

Итак, CosmosFloworks закончил расчёты... Что получилось и что с этим всем делать...?

Один из главных для нас документов, это таблица Surface parameters (параметры на поверхности)

C помощью диалогового окна Surface parameters можно посмотреть минимальные, максимальные и средние значения локальных Local физических параметров (давление, температура, скорость и т.д.) и интегральных Integral физических параметров (расходы, силы, моменты и т.д.) на выбранной поверхности.

Полученные значения экспортированы в Excel.

Получить их, по окончании счёта просто: достаточно войти в клон нужного вам режима проекта, и кликнуть мышкой в меню FW на выбранном вами Surface parameters.

Отображение физических параметров на поверхности в виде таблицы Excel.
Фото 4.48. Отображение физических параметров на поверхности в виде таблицы Excel.

Если же, вы хотите загрузить ранее просчитанные результаты, то для этого в меню FloWorks выбираем Results - Load/Unload Results

Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.
Фото 4.49. Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.

... и выбираем файл с результатами (по умолчанию предлагаемый программой).

Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.
Фото 4.50. Загружаем результаты расчётов в CosmosFloworks.

Итак, мы получили таблицу с минимальными, максимальными и средними значениями локальных Local физических параметров (давление, температура, скорость и т.д.) и интегральных Integral физических параметров (расходы, силы, моменты и т.д.) на выбранной поверхности...

Вот как выглядит итоговая таблица с расчётом в CosmosFloworks.
Фото 4.49. Вот как выглядит итоговая таблица с расчётом в CosmosFloworks.

Что со всем этим делать ?

Например, можно собрать эти (со всех просчитанных режимов) данные в таблицу.

Таблица результатов расчётов в Excel.
Фото 4.50. Таблица результатов расчётов в Excel.

Важно: следует помнить, что подъемная сила Y направлена перпендикулярно набегающему потоку, а сила лобового сопротивления Z направлена параллельно набегающему потоку, поэтому полученные значения Y и Z необходимо "довернуть" в нужную сторону, на величину угла атаки используя тригонометрический функции (моя табличка это делает автоматически).

Получены величины в связанной системе координат, в которой составляющие R имеют следующие обозначения и названия: Х - аэродинамическая продольная сила - составляющая по оси ОX, взятая с противоположным знаком; Y - аэродинамическая нормальная сила - составляющая по оси ОY; Z - аэродинамическая поперечная сила - составляющая по оси ОZ.

В скоростной же системе координат составляющие Ra имеют следующие обозначения и названия: Хa - сила лобового сопротивления - составляющая по оси ОX , взятая с противоположным знаком; Ya - аэродинамическая подъемная сила - составляющая по оси Оу; Za - аэродинамическая боковая сила - составляющая по оси Oz . Т.е. то, что нам нужно.

Так вот у меня, после получения данных, которые CFW выдает в связанной системе координат, силы Y и Х пересчитываются в табличке для скоростной системы координат.

Векторы дейстующих на модель сил в CosmosFloworks.
Фото 4.51. Векторы дейстующих на модель сил в CosmosFloworks.

И по полученному массиву данных (Y, Z, и S) используя графические и математические возможности Excel, посмотрим что же у нас получилось....

У меня получилось "собрать" несколько графиков, наглядно иллюстрирующих поведение моего самолёта на выбранном режиме полёта.

Например график "Зависимость Y (подъемной силы) от угла атаки".

Вот он...

График зависимости Y (подъемной силы) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.
Фото 4.52. График зависимости Y (подъемной силы) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.

Из него например видно, что для выбранной скорости полёта, угол атаки (при котором Y=G) будет лежать в диапазоне примерно от +3° для самолёта с минимальной взлётной массой 705 кг (пилот и мин. запас топлива), до +7° для самолёта с максимальной взлётной массой 905 кг (2 пилота и полный запас топлива). Т.е. в диапазоне углов атаки +3°...+7° самолёт "летит" с вертикальной скоростью 0 м/с. При выходе на углы больше +7° самолёт с полной взлётной массой начинает набирать высоту, а при выходе на углы меньше +7° самолёт начинает терять высоту, т.е. снижаться.

Что прекрастно подтверждает результаты лётных испытаний модели П-6 с помощью программы авиасимулятора X-Plane Flight Simulator 8.60

Вот "весовые" параметры модели в X-Plane FS, где указана полётная масса в 905 кг (1`995 lb)

Весовые параметры модели в X-Plane FS, где указана полётная масса.
Фото 4.53. Весовые параметры модели в X-Plane FS, где указана полётная масса.

Ниже приведен скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS. Скорость горизонтального полёта 180 км/ч, вертикальная 0 м/с, угол атаки самолёта по авиагоризонту примерно +7°....

Что соответствует полёту в режиме, когда Y=G (подъемная сила равна полному весу самолёта)

Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.
Фото 4.54. Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.

Тот-же режим, только вид на самолёт снаружи.


Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.
Фото 4.55. Скриншот момента испытаний самолёта в крейсерском режиме полёта в X-Plane FS.

Так-же из полученного графика для всего самолёта видно, что при достижении углов атаки больше 28°, наступает срыв потока с центроплана (с наплывов - генераторов вихрей, зоны пониженного давления), что ведет к резкому падению общей подъемной силы (на крыльях срыв развивается чуть раньше) - самолёт на этом режиме полностью неуправяемый.

Это наглядно продемонстрировано "анимационным" фильмом, который я покадрово собрал из отдельных картинок обтекания модели.

Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.
Фото 4.56. Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.

Так-же из полученного графика для крыла и ПГО видно, что поток над крылом начинает плавно переходить с ламинарного в турбулентный при достижении углов атаки от 12°, а срыв потока с крыла начинает развивается при достижении углов атаки от 22° и полностью поток отрывается при достижении углов атаки около 26°, что так-же ведет к резкому падению подъемной силы на крыле - самолёт на этом режиме становится неуправяемый.

Это наглядно продемонстрировано "анимационным" фильмом, который я покадрово собрал из отдельных картинок обтекания крыла и ПГО модели.

Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.
Фото 4.57. Вот как выглядит окно наблюдения за расчётом в CosmosFloworks.

Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что срыв потока с ПГО происходит немного (на пару градусов) раньше - что по идее должно приводить к тому, что самолёт как-бы оснащен естественной противоштопорной защитой: срыв воздушного потока на ПГО происходит раньше, чем на крыле, создающем большую часть подъемной силы, поэтому нос самолета в этом случае слегка опускается (происходит уменьшение угла атаки) и машина возвращается в нормальный полет.

Приведенные данные вроде подтверждают эти выводы.

Единственное, что следует помнить, так это то, что при оценки ЛТХ вашего самолёта, следует проводить большую аналитическую работу: оценка таблиц, графиков, картин обтекания и расперделения давлений и пр. Желательно подтвержденные или полученные и в другом источнике (программе), чтобы по возможности минимизировать ошибки и неточности расчётов.


Так-же был получен график "Зависимость Z (силы сопротивления) от угла атаки".

График зависимости Z (силы сопротивления) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.
Фото 4.58. График зависимости Z (силы сопротивления) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.

Используя полученные значения можно было-бы сразу получить такой важный параметр как аэродинамического качества К - отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления на данном угле атаки.

Но видимо в расчёт силы лобового сопротивления в CosmosFloworks происходит некорректно (что видно из полученного графика) - поэтому получить этот важный параметр как и Сх (нужен для того что-бы получить поляру самолёта) не получится...

Видимо это происходит из-за того, что некорректно задано (а вернее не учитывалось совсем) в том числе качество поверхности самолёта (шерховатость)... а может это ошибка счёта программы.

В общем буду разбираться....

Ну и на последок был получен график "Зависимость Су (коэффициента подъемной силы) от угла атаки".

График зависимости Су (коэффициента подъемной силы) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.
Фото 4.59. График зависимости Су (коэффициента подъемной силы) от угла атаки по результатам расчётов в CosmosFloworks.

По нему конечно не так явно видна картина резкого изменения Су в зависимости от угла атаки (особенно по работе ПГО как противоштопорной защиты). Но по крайней мере если не смотреть на полиномиальный (выравнивающий) график, то видно, что пик значения Су у ПГОнаступает раньше, чем у крыла и самолёта в общем. Что конечно-же с натяжкой, но всё-же может свидетельствовать о том, что ПГО свою работу по предотвращению развития общего срыва выполнит.

Как собственно и было задумано...,


продолжение следует....


В следующих темах будет продолжено "причёсывание" полученных данных и проведено исследование поведения самолёта на режимах "взлёт" и "посадка" с учётом изменеия стреловидности ПГО и работы механизации крыла.


Дальше

22.06.2008.

--------------------------------------------------------------------
Страничка Поверка аэродинамической компоновки П-6 на угле атаки 0° с помощью CosmosFloworks 2007 PE

Предоставлена методика проведения аэродинамических испытаний и полученные результаты.

Автор - Николай Андреев
--------------------------------------------------------------------

Назад, в оглавление

Скачать модель (в архиве) П-6 для SolidWorks 2007 можно здесь


Если у вас, по результатам испытаний модели в CosmosFloworks будут получены конкретные результаты, пишите мне. Опубликую.

Все замечания по продувкам модели П-6 прошу направлять мне на почту

О том что будет дальше, следите за новостями.

footer
Ссылки на полезный софт

Строим самолет: энциклопедия авиасамодельщика

AirplanePDQ - компьютерная программа для расчета СЛА

САПР "Сударушка" - комплекс бесплатных и условно-бесплатных программ для конструкторов и технологов. (Выпуск чертежей, пространственное моделирование, прочностные и аэродинамические расчеты.)

CompuFoil3D - Программа для изготовления шаблонов крыльев по технологии "moldless" основанной на использовании пенопласта.

FlowVision - С помощью этой программы можно проводить моделирование поведения элементов конструкций в воздушной среде и одновременно анализировать результаты расчета, менять граничные условия и параметры математической модели.

Advanced Aircraft Analysis (AAA) - Это CAD/CAE система для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета и набор модулей для расчетов прочности, тестирования и оптимизации. Эту программную систему используют университеты, производители авиатехники и военные организации в более чем 40 странах мира.

Design Software от Desktop Aeronautics software - Это комплекс программ для моделирования в области авиастроения, содержит инструменты для моделирования элементов корпуса самолета, профилей и набор модулей для расчетов, тестирования и оптимизации.

AIRPLANE DESIGN CALCULATOR от Lee Van Tassle - Инструмент для расчета параметров самолета (в виде электронной таблицы Excel)

JAR_VLA от Сутормина Е.Г. - Программа определения основных геометрических характеристик самолета и действующих на них нагрузок по европейским нормам Jar Vla. (в виде электронной таблицы Excel)

Упрощенный расчет крыла по Кондратьеву с форума АЭА - Программа для упрощенного расчета прочности крыла свободнонесущего моноплана (в виде электронной таблицы Excel)

footer
Самолет мечты:

- История рождения проекта П-6 (в фотографиях)

- Технические характеристики и описание П-6

- Описание процесса проектирования П-6

- Описание процесса постройки П-6

- Полетать на П-6 (матмодель для авиа-симулятора FS X-Plane)

- Мнения аппонентов (форум АЭА)

- Участники проекта

footer
Эскиз самолета П-6
Эскиз самолета П-6
footer
Прототип
Данный самолет Aeroprogress T-720 был взят за основу при проектировании П-6 Данный самолет Aeroprogress T-720 был взят за основу при проектировании П-6
footer
Есть мнение

- Впечатления о использовании программы AirplanePDQ (компьютерной программы для расчета СЛА)

- Впечатления о использовании программы конструктор X-Plane FS (компьютерной редактор самолетов, входящий в програм-мный комплекс X-Plane Flight Simulator)

footer
Некоторые этапы:



footer
Copyright 2005-2008 - Макаров А.В.- All Rights Reserved.
Регистрация Забыл пароль ?
Hosted by uCoz